Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проводится обоснование современных подходов к организации логистики распределения в рамках международного товародвижения. Рассматриваются отдельные стратегии выбора способа доставки товаров в зависимости от типа и вида транспорта, а также маршрута движения. Изучаются вопросы развития международного товарообмена в торговле между Россией и Китаем с точки зрения применения различных современных логистических технологий товародвижения в рамках внешней торговли в текущих экономических условиях. Исследуются логистические аспекты организации международных поставок строительной техники из Китая в Россию, а также механизмы планирования и контроля над физическим перемещением различных видов материальных ресурсов, включая сырье, материалы, комплектующие и готовую продукцию, на всех этапах цепи поставок от мест их производства до мест промежуточного и конечного потребления. Обосновывается роль распределительной логистики в решении проблем оптимизации параметров логистических потоков в рамках продвижения товарно-материальных ценностей в цепях поставок, а также формирования и развития устойчивых каналов дистрибьюции. Проводится анализ основных логистических показателей международных поставок строительной техники, оценивается рост товарооборота и расширения внешнеторгового экономического сотрудничества, определяются направления новых логистических маршрутов. Особое внимание уделяется увеличению взаимной торговли в национальных валютах, а также положительной динамике торгового обмена между Россией и Китаем. Оцениваются факторы современных экономических условий, связанных с геоэкономической нестабильностью, наличием большого количества запретов и ограничений в международной торговле, а также разрывом ранее существующих цепей поставок, разрабатываются предложения по построению устойчивой системы распределения в рамках трансграничной торговли для обеспечения налаживания эффективной сбытовой логистики. В качестве основных признаков устойчивости логистической системы распределения выделяются координирующая роль организационного логистического центра, деятельность объединенных в целостную распределительную структуру специализированных торгово-посреднических предприятий, наличие единой стратегии управления распределительной деятельностью и логистикой.

Ключевые слова:
логистика распределения, транспорт, международная экономика, перевозки, логистические технологии, строительная техника
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В настоящее время распределительная логистика представляет собой научное и практическое направление, использующее механизмы планирования и контроля над физическим перемещением сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий от мест их производства до мест промежуточного и конечного потребления. Распределительная логистика тесно связана с решением проблем оптимизации товародвижения в области продвижения товарно-материальных ценностей в цепях поставок, а также формирования и развития устойчивых дистрибутивных каналов. При этом распределительная система, создаваемая одним предприятием (поставщиком), будет находиться в тесном взаимодействии с системой закупоки снабжения на другом предприятии (потребителе) [1].

В современных экономических условиях, обусловленных геоэкономической нестабильностью, наличием большого количества запретов и ограничений в международной торговле, а также разрывом ранее существующих цепей поставок, возникает объективная необходимость построения устойчивой системы распределения в рамках трансграничной торговли, что позволило бы, с одной стороны, обеспечить налаживание эффективной сбытовой логистики для предприятий-поставщиков, находящихся в КНР, а с другой стороны, довести поставляемые товарно-материальные ценности, в данном случае строительную технику, на российский рынок при соблюдении условий по оптимальности времени и стоимости доставки [2].

Теоретическую и методологическую основу исследования в области логистики распределения составляют работы отечественных и иностранных специалистов в области международной торговли, построения систем распределения, логистического менеджмента, а также аналитические материалы профессиональных объединений в области дистрибуции строительной техники и трансграничной логистики [3].

Внедрение логистических инноваций в международной распределительной логистике обусловлено как объективными факторами (трансформацией современных сетевых дистрибутивных структур в международных цепях поставок, развитием современных цифровых технологий), так и инициативной разработкой инновационных логистических решений промышленным субъектом (предприятием-поставщиком). При этом только системный учет объективных и субъективных факторов позволит обеспечить долгосрочные преимущества от внедрения логистических инноваций в рамках распределительной логистики строительной техники в условиях усиления санкционных ограничений и регионализации международной экономической деятельности.

В современных условиях исследован вопрос организации системы распределения, логистических и экономических основ ее эффективности. В качестве основных признаков системы распределения можно отметить следующие: наличие организационного логистического центра, осуществляющего координирующую деятельность; специализированные торгово-посреднические предприятия, объединенные в целостную распределительную структуру; наличие единой стратегии управления распределительной деятельностью и логистикой [4].

Под влиянием текущей экономической ситуации в международной торговле произошла трансформация трактовки понимания распределительной логистики. В частности, отдельного внимания заслуживает вопрос организации сетевой распределительной системы, осуществляемой посредством современных цифровых информационных технологий. Такая организация обеспечивает, с одной стороны, практически неограниченный географический охват, а с другой – возможность проводить мониторинг логистических потоков в распределительной системе в режиме онлайн. Однако в условиях современных экономических запретов и ограничений становится затруднительно организовать единство всех вовлеченных в процесс дистрибуции субъектов, а также обеспечить целостный логистический процесс распределения [5].

Цель исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения и развития научно-теоретических основ сетевой организации распределительной логистики в рамках международных поставок строительной техники, а также разработки методического инструментария применения логистических инноваций в дистрибутивных сетях машиностроительных предприятий.

 

Специфика внешнеторговой логистики строительной техники

В последние годы товарооборот между Россией и Китаем увеличивается. Существуют различные варианты распределения продукции между странами. Импорт поступающих в Россию товаров из Китая может осуществляться как автомобильным, железнодорожным, авиатранспортом, так и морским транспортом. Наименьшие логистические издержки распределения характерны для доставки грузов по морю, но при этом сроки перевозки достаточно долгие. Общая последовательность логистических операций в системе распределения товаров из Китая в Россию в рамках доставки грузов в международном сообщении представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Последовательность операций логистики распределения в рамках доставки грузов
в международном сообщении [3]

Fig. 1. The sequence of distribution logistics operations within the framework of cargo delivery
 in international traffic [3]

 

Импорт строительной техники из Китая в Россию за период с 2021 по 2024 г. претерпел значительные изменения, обусловленные как внешнеполитическими факторами, так и внутренними потребностями российского рынка. Введение санкций в 2022 г. со стороны западных стран привело к сокращению поставок техники из Европы и Японии, что способствовало увеличению доли китайских производителей на российском рынке (таблица).

 

Динамика объемов поставок строительной техники из Китая в Россию*

Dynamics of construction machinery supplies from China to Russia*

Год

Объем импорта, млрд долл. США

Индекс стоимости перевозок, % (2021 = 100 %)

2021

1,642

100

2022

1,813

120

2023

2,094

140

2024

2,300

160

 

* Составлено по [6].

 

 

В условиях санкционного давления и переориентации внешнеэкономических связей российский рынок строительной техники продемонстрировал устойчивую зависимость от поставок из КНР. На фоне снижения объемов поставок из Европы, Японии и США китайская техника стала занимать ключевые позиции, обеспечивая потребности в дорожно-строительном, подъемно-транспортном, сельскохозяйственном и ином специализированном оборудовании.

Согласно данным таблицы, объемы поставок китайской строительной техники в Россию демонстрируют стабильный рост. Если в 2021 г. общий объем импорта составил 1,642 млрд долл. США, то к 2023 г. он увеличился до 2,094 млрд долл. с прогнозом достижения 2,3 млрд в 2024 г.

Одновременно наблюдается рост затрат на логистику: индекс стоимости перевозок увеличился с базового уровня 100 единиц в 2021 г. до 160 единиц в 2024 г., что обусловлено несколькими факторами:

– повышением тарифов на морские и железнодорожные перевозки;

– увеличением затрат на страхование грузов и таможенное оформление;

– изменением маршрутов перевозки в связи с политической нестабильностью и запретом транзита через ряд стран [7].

Таким образом, несмотря на логистические и геополитические трудности, импорт техники из Китая остается одним из основных каналов обеспечения российской экономики специализированным оборудованием.

                                                            

Анализ динамики поставок строительной техники из Китая в Россию

Следует также отметить повышение импорта различных товаров из Китая в 2023 г., при этом лидеры роста – различное оборудование, техника и наземные транспортные средства. Ввоз перечисленных товаров увеличился на 258 %, с 6,28 млрд долл. в 2022 г. до 22,52 млрд долл. в 2023 г., согласно данным Главного таможенного управления КНР (рис. 2 [8]).

Китай поставляет в Россию широкий ассортимент продукции, включая автомобили, тракторы, компьютеры, смартфоны, промышленное оборудование, игрушки, обувь и кондиционеры [9].

Двусторонняя торговля демонстрирует устойчивый рост: в 2022 г. товарооборот увеличился на 29,3 % до 190 млрд долл., а в 2023 г. достиг 240,11 млрд долл. с приростом 26,3 %.

В структуре российского экспорта наибольшую долю занимают сырьевые товары и продукция первичной переработки. Китайские поставки характеризуются преобладанием готовой промышленной продукции и товаров с высокой добавленной стоимостью [10].

Рост товарооборота происходит на фоне расширения экономического сотрудничества между странами и развития новых логистических маршрутов. Особое внимание уделяется увеличению взаимной торговли в национальных валютах. Динамика торгового обмена свидетельствует об углублении экономических связей между Россией и Китаем, несмотря на сложную геополитическую обстановку и внешние ограничения.

В условиях геополитической напряженности и изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры возрастает актуальность анализа экономической безопасности импортных поставок техники, в том числе из Китая в Россию. В данной работе рассматриваются поставки дорожно-строительной, древесно-заготовительной, сельскохозяйственной техники и подъемно-транспортного оборудования в период с 2021 по 2024 г., а также логистика, оформление и проблемы, связанные с этим рынком [11].

 

 

Рис. 2. Структура импорта товаров из Китая в Россию [8]

Fig. 2. Structure of imports of goods from China to Russia, billion US dollars [8]

 

Объем торговли между Китаем и Россией достиг нового исторического максимума в 244,81 млрд долл. в 2024 г., увеличившись на 1,9 % по сравнению с 2023 г. Об этом стало известно 13 января 2025 г. [12].

В 2024 г. объем импорта промышленного оборудования из Китая в Россию увеличился на 33 % и достиг 1,03 млрд долл., по итогам исследования данных государственного таможенного управления Китая, опубликованных в январе 2025 г. В условиях санкционного давления и ухода западных производителей (Caterpillar, Komatsu, John Deere и др.) Китай стал ключевым поставщиком строительной, дорожной, сельскохозяйственной и подъемно-транспортной техники в Россию. Экономическая безопасность таких поставок зависит от стабильности логистики, таможенного регулирования, валютных рисков и наличия альтернативных поставщиков.

Импорт строительной техники из Китая в Россию за период с 2021 по 2024 г. претерпел значительные изменения, обусловленные как внешнеполитическими факторами, так и внутренними потребностями российского рынка. Введение санкций в 2022 г. со стороны западных стран привело к сокращению поставок техники из Европы и Японии, что способствовало увеличению доли китайских производителей на российском рынке. Китайские производители предлагают широкий ассортимент строительной техники (рис. 3). Перечислим основные виды поставляемой техники из Китая в Россию:

– экскаваторы (гусеничные и колесные);

– бульдозеры;

– фронтальные погрузчики;

подъемные краны (автомобильные, башенные);

– бетоносмесители;

– дорожные катки;

– самосвалы;

– буровые установки.

Среди наиболее востребованных брендов на российском рынке можно выделить XCMG, SANY, Zoomlion, LiuGong и Shantui.

 

 

Рис. 3. Типы импортируемой из Китая в Россию строительной техники [6]

Fig. 3. Types of construction machinery imported from China to Russia [6]

 

 

Характеристика логистических операций при импорте строительной техники

Доставка строительной техники из Китая в Россию осуществляется различными видами транспорта:

– морской транспорт: доставка через порты Шанхая, Гуанчжоу, Шэньчжэня в порты Владивостока, Находки, Санкт-Петербурга; сроки доставки составляют до 40 дней;

– железнодорожный транспорт: перевозки через пограничные переходы «Забайкальск – Маньчжурия»; сроки доставки составляют 20–25 дней;

– автомобильный транспорт: доставка напрямую от производителя до получателя; сроки составляют 15–25 дней;

– авиаперевозки используются для срочных поставок; сроки составляют 5–10 дней.

Выбор способа транспортировки зависит от габаритов груза, срочности и экономической целесообразности [13].

Импорт строительной техники из Китая требует прохождения ряда процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, логистикой и таможенным оформлением. На первом этапе заключается внешнеэкономический контракт, в котором указываются наименование оборудования, его технические характеристики, страна происхождения, стоимость и условия поставки (по «Инкотермс» – чаще всего CIF или FOB). Далее формируется комплект товаросопроводительных документов: инвойс, упаковочный лист, транспортные накладные (CMR или коносамент), контракт, сертификаты происхождения и соответствия (СТ-1, ТР ТС), паспорт транспортного средства (для самоходной техники). Особое внимание уделяется классификации по ТН ВЭД ЕАЭС, от которой зависят ставка пошлины, необходимость сертификации и уровень контроля [14].

Таможенные платежи включают пошлину (обычно 0–10 %), НДС (20 %) и таможенный сбор [7]. После подачи декларации оформляется выпуск товара, и в случае самоходной или крупной техники требуется ее регистрация в ГИБДД или Гостехнадзоре. Для негабаритных грузов (экскаваторов, грейдеров, кранов и т. д.) необходимо получить разрешение на перевозку по территории РФ, согласовать маршрут с дорожными службами и использовать специализированные платформы. На практике встречаются сложности с сертификацией китайской техники (не все модели имеют документы ТР ТС), из-за чего оформлением часто занимаются крупные дистрибьюторы или используется предварительная сертификация. Также наблюдаются задержки на таможне (особенно в Приморье и Забайкальске) в периоды пиковых поставок. В условиях санкционного давления распространен параллельный импорт через третьи страны (Казахстан, Киргизия, ОАЭ), что требует учета дополнительных логистических и юридических нюансов. Несмотря на сложности, рынок демонстрирует устойчивое развитие благодаря гибкости схем поставок и высокой потребности в спецтехнике на российском рынке.

Введение санкций в 2022 г. привело к сокращению прямых поставок техники из Европы и Японии. В качестве альтернативы российские компании увеличили закупки китайской техники. Однако возникли сложности с параллельным импортом
и необходимостью адаптации к новым логистическим маршрутам. Для решения этих проблем компании начали активно сотрудничать с логистическими операторами, специализирующимися на доставке из Китая, и использовать схемы параллельного импорта через дружественные страны.

 

Заключение

Дальнейшее развитие международных распределительных систем будет происходить за счет формирования сетевых логистических структур. Относительно более высокий уровень логистических издержек, связанный с необходимостью перестраивать налаженные дистрибутивные каналы в условиях геоэкономической нестабильности и широкого спектра запретов и ограничений в международной торговле, обусловливает особенности проектирования и управления сетевыми распределительными структурами в международных цепях поставок, а также необходимость организации международной распределительной логистики на основе внедрения и применения логистических инноваций [15].

Таким образом, несмотря на возникшие трудности, российский рынок строительной техники адаптируется к новым условиям, активно развивая сотрудничество с китайскими производителями и оптимизируя логистические цепочки для обеспечения бесперебойных поставок необходимого оборудования.

По итогам проведения исследования представлена содержательная характеристика форм и методов организации распределительной логистики, выявлены специфические особенности организации распределительной логистики в международных цепях поставок, осуществлен выбор базовой стратегии организации распределительной логистики в международных цепях поставок.

Проведенный анализ организации распределительной логистики в международных цепях поставок строительной техники позволит осуществить определение динамики параметров логистических потоков в распределительных системах международного товародвижения, выбор и содержательную характеристику логистических инноваций в организации распределительной логистики в международных цепях поставок, выявить отличительные черты организации распределительной логистики в международных цепях поставок строительной техники.

Разработка предложений по совершенствованию стратегии организации распределительной логистики в международных цепях поставок строительной техники заключается в выборе наиболее подходящей стратегии организации распределительной логистики в международных цепях поставок в зависимости от факторов внешней и внутренней среды распределительной логистической системы, определении оптимальных параметров функционирования каналов распределения строительной техники в международных цепях поставок, а также уточнении методики стратегического планирования и развития распределительной логистики в международных цепях поставок строительной техники.

Список литературы

1. Щербаков В. В., Гвилия Н. А., Дмитриев А. В. и др. Управление цепями поставок. М.: Юрайт, 2020. 209 с.

2. Парфенов А. В., Броварник И. А. Институциональные основы и логистические ограничения «параллельного импорта» товаров в РФ // Логистика: форсайт-исследо-вания, профессия, практика: материалы III Нац. науч.-образоват. конф.: в 2-х ч. (Санкт-Петербург, 28 октября 2022 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. Ч. 1. С. 332–339.

3. Дмитриев А. В., Щербаков В. В. Обеспечение экономической безопасности и устойчивости цепей поставок в условиях цифровизации // Вестн. фак. упр. Санкт-Петербург. гос. экон. ун-та. 2023. № 15. С. 11–18.

4. Щербаков В. В., Букринская Э. М., Гвилия Н. А. и др. Логистика и управление цепями поставок. М.: Юрайт, 2019. 582 с.

5. Дмитриев А. В. Развитие цифровых платформ транспортно-логистического обслуживания // Логист. системы в глобал. экономике. 2020. № 10. С. 125–129.

6. Статистика импорта строительной техники в Россию из Китая за период с 2021 по 2024 г. URL: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Statistika-importa-stroitelnoi-theniki-v-Rossiyu-iz-Kitaya-za-2021-2024 (дата обраще-ния: 10.03.2025).

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 10.03.2025).

8. Экспортно-импортная статистика портала Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com (дата обращения: 10.03.2025).

9. Парфенов А. В., Шаповалова И. М. Концептуальные основы формирования глобального логистического пространства в контексте развития цифровой экономики // Аудит и финанс. анализ. 2017. № 5. С. 539–542.

10. Дмитриев А. В. Цифровизация транспортно-логистических услуг в цепях поставок // Логистика и упр. цепями поставок. 2018. Вып. 2 (15). С. 65–76.

11. Аналитические материалы Ассоциации «Росспецмаш». URL: https://rosagromash.ru (дата обращения: 10.03.2025).

12. Официальный сайт портала транспортной логистики «Грузовик Пресс». URL: https://gruzovikpress.ru (дата обращения: 10.03.2025).

13. Единый портал внешнеэкономической информации. URL: https://www.exportcenter.ru (дата обращения: 10.03.2025).

14. Таможенный калькулятор и правила ЕАЭС. URL: https://www.eaeunion.org (дата обращения: 10.03.2025).

15. Дмитриев А. В. Безопасность цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 187 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?